Seventh-Day Adventist Church

Институт Библейских Исследований

Menu

Защита Библейской Истины

2016-06-03


Верую во Единого Бога... - Заокский: "Источник жизни", 2013. - 224 с. 


Содержание:

Предисловие

Троица в Библии, Герхард Пфандл

Троица в Ветхом Завете, Норман Галли

Теофания и ее интерпретация в Таргумах, Дмитрий Цолин

Указание на триединство Божества в Ис. 48:16, Леонтий Гунько

8-я глава книги Притч и место Христа в Святой Троице, Ричард Дэвидсон

Троица в книге Откровение, Эдвин Рейнольдс

«Бог есть любовь» - тринитарная любовь, Вудро Уидден

История становления учения о Боге в Церкви АСД, Евгений Зайцев

Важность сохранения церковного единства, Евгений Зайцев


Предисловие

Очередной сборник в серии «Защита библейской истины» посвящен самой главной теме христианского вероучения – доктрине о Боге. В изложении Основ вероучения Церкви адвентистов седьмого дня, этой доктрине посвящены первые четыре главы. В своем понимании Бога Церковь АСД стоит на позиции ортодоксального христианства, которая в целом отражает библейское понимание Бога как сообщества трех божественных ипостасей – Отца, Сына и Святого Духа. Именно так представлен в Своем Слове Бог откровения. Эта парадоксальность Божественного откровения о Боге, сочетающего в себе откровение Единого Бога, с одной стороны, а с другой – откровение Отца, Сына и Святого Духа, является одной из тайн природы Божества, не постижимой на рациональном уровне. Эта тайна выражена в слове Троица, которое было предложено еще в ранней церкви для того, чтобы передать уникальность божественного откровения Бога в христианстве, как Единого, и в то же время, - триединого. Лишь верою и в опыте личного духовного общения с Богом, мы способны постичь Бога, открывшегося нам в истории спасения столь необычным образом. Церковь адвентистов седьмого дня пришла именно к такому восприятию Бога в результате многолетнего осмысления библейского материала, преодолевая анти-тринитарные[1] тенденции раннего адвентизма.

           В последнее время во многих общинах Церкви адвентистов седьмого дня стали распространяться брошюры, ставящие под сомнение официальную позицию Церкви по вопросу о Боге, как о Троице, считающие ее не библейской. Авторы этих брошюр, однако, не предпринимают каких-то серьезных попыток библейского обоснования своей позиции, ссылаясь, главным образом, на авторитет «пионеров», большинство из которых, по их мнению, были противниками учения о Троице. Им кажется, что позиция пионеров была правильной, и она доминировала на протяжении нескольких десятков лет, но со временем, якобы, Церковь отказалась от этой позиции в угоду большей конфессиональной привлекательности и в угоду экуменизму.

           Подобные обвинения в адрес Церкви лишены всякого основания, ибо никогда Церковь не разрабатывала свои доктрины в угоду каких-то внешних факторов, заботясь лишь о своем  имидже. Формируя свою доктринальную позицию, она руководствовалась принципом Сола Скриптура – Библия и только Библия. К существующей позиции по вопросу о Боге Церковь пришла в результате тщательнейшего исследования многочисленного библейского материала, следуя классическому правилу библейской герменевтики: Библия истолковывает саму себя.

           В книгу вошли работы известных адвентистских богословов как западных, так и отечественных. Открывает сборник обзорная статья Герхарда Пфандла «Троица в Библии». В ней автор, бывший в свое время помощником директора Института библейских исследований ГК, приводит многочисленные свидетельства из Священного Писания как Ветхого, так и Нового Завета в защиту тринитарной позиции. В статье рассматриваются и те тексты Библии, которые традиционно использовались противниками учения о Троице. Представляя их в контексте библейского мышления, автор убедительно показывает несостоятельность унитарианского взгляда[2].

           Следующие несколько статей посвящены теме тринитарного богословия, развиваемого на основании ветхозаветного откровения. Статья Нормана Галли, профессора Южного университета (штат Теннесси), представляет собой обзор основных ветхозаветных свидетельств в защиту божественного триединства. На примере многочисленных текстов Ветхого Завета автор убедительно показывает преемственность Божьего откровения, что не позволяет говорить о какой-то разнице между Богом Ветхого Завета и Богом Нового Завета.

           Углубленный взгляд на природу Божьего откровения в Ветхом Завете предложен Дмитрием Цолиным в статье «Теофания и ее интерпретация в Таргумах». Автор рассматривает две ключевые концепции Memra (Слово) и Мetatron (Ангел Господень), которые описывают основные случаи богоявления в истории Израильского народа. Обе они указывают на уникального представителя Бога, действующего в истории спасения и описываемого как божественного по сути. Однако, как замечает автор, никто ни из древних, ни из средневековых еврейских комментаторов не усматривал в этом какого-либо противоречия монотеизму Торы, и не видел в этом ни малейшего намека на многобожие.

           Статья Гунько Л.П. посвящена экзегетическому разбору одного из наиболее ярких тринитарных текстов Ветхого Завета – Ис. 48:16. Автор последовательно раскрывает мессианский статус данного текста, убедительно демонстрируя присутствие в нем трех божественных ипостасей: Отца, Сына и Святого Духа. Взаимодействие между Ними характеризуется полным согласием и пониманием, что отражает присущее Им внутреннее единство.

           Следующая статья, написанная Ричардом Дэвидсоном, ведущим специалистом в области ветхозаветных исследований, профессором кафедры Ветхого Завета семинарии университета им. Эндрюса, посвящена анализу одного из интригующих мессианских отрывков Ветхого Завета – восьмой главе книги Притч. Автор знакомит читателя с краткой историей толкования данного священного текста вплоть до наших дней, критикуя сформировавшиеся в последнее время подходы, исключающие христологическую интерпретацию. По мнению автора, язык в 8-ой главе книги Притч соответствует описанию божественного существа.  Основываясь на обилии доказательств, представленных многочисленными исследователями, он приходит к выводу, что язык главы выходит за рамки просто поэтической персонификации и описывает, скорее, реальную божественную личность, проходящую через опыт «помазания/рождения» для совершения посреднического служения в плане спасения человека от греха.

 Статья Эдвина Рэйнольдса, профессора Южного университета (штат Теннесси), подробно анализирует все тексты Апокалипсиса, в которых упоминается о Боге, убедительно демонстрируя триединую природу Бога Откровения. На протяжении всей книги используются различные имена, титулы и обозначения для того, чтобы описать Отца, Сына и Святого Духа, а также различные сферы деятельности, в которую вовлечены три Личности Божества. Их имена, титулы и описания представлены в тесной связи друг с другом, а Их взаимодополняющие функции демонстрируют фундаментальное онтологическое равенство, существующее между тремя Личностями Божества. Вместе с тем, различия, встречающиеся при описании функций каждой из Них, ясно указывают на различные роли, которые Они играют в икономии[3] спасения.

 Статья Вудроу Уидден, «Бог есть любовь – тринитарная любовь», представляет собой богословские размышления о той глубокой связи, которая существует между учением о Троице и такими темами, как сотворение, грех, искупление и примирение человека с Богом. По мнению автора, доктрина о Троице является настолько фундаментальной и настолько необходимой для нашего понимания Бога, что мы не можем отводить ей второстепенную роль. Автор убежден, что обновленное посвящение этой истине поможет нам по-новому осмыслить саму проблему человеческого существования.

 Завершается сборник статьей, посвященной истории формирования учения о Боге в Церкви адвентистов седьмого дня. Автор статьи, директор  Института библейских исследований Евро-Азиатского отделения всемирной церкви, доктор теологии, Евгений Зайцев, прослеживает историю доктринального становления церкви. Автор убежден в том, что именно углубленное исследование этой темы в Священном Писании, помогло церкви преодолеть анти-тринитарные тенденции раннего адвентизма. Немаловажную роль в возвращении к библейской традиции в понимании Бога сыграла, по мнению автора, Е. Уайт, которая в этих вопросах всегда стояла на ортодоксальной позиции.

 Коллектив авторов надеется, что знакомство с представленными материалами поможет многим ищущим истину найти ее, а тем, кто усомнился в истинности исповедуемого церковью понимания Бога, - развеять сомнения и укрепиться в своей вере и доверии к Церкви.

 

Е.В. Зайцев, доктор теологии,

Директор Института библейских исследований ЕАД



[1] [От греч. anti - против, лат. trinitas - троица], движение радикальной Реформации, главной отличительной чертой которого являлось отрицание догмата о Св. Троице. Попытки богословского обоснования взгляда на Св. Троицу как на Еди́ницу и исходя из этого отрицание божественной природы в Иисусе Христе, предпринимались еще монархианами во II-III вв. и арианами в IV веке.

[2] Унитарианский (с лат. unitas – единый) - принцип единоличия Бога в лице Бога-Отца, а также религиозное учение или движение, исходящее из этого принципа. Унитариане противостоят доктрине триединства, или Троицы. Следствием неприятия Троицы является представление о том, что Христос по природе своей не божественен, а лишь возвышен до божественности Богом-Отцом.

[3] В Новом Завете слово «икономия» употребляется в смысле Божьего управления Своим домом, то есть Божьего замысла о спасении человеческого рода от греха, страдания и смерти. См. Еф. 3:2; Кол. 1:25.




Книги серии «Защита Библейской Истины» можно приобрести на сайте издательства «Источник жизни» - 7knig.org

Вернуться к Публикации