Seventh-Day Adventist Church

Институт Библейских Исследований

Menu

Защита Библейской Истины

2016-06-03


О Святом Духе: Сб. богосл. статей/Под ред. Зайцева Е.В. - Заокский: Источник жизни, 2009. -160 с. 

Содержание
 

Предисловие

 

Зайцев Е.В.   К вопросу о Святом Духе

 

Уидден В.     Самые веские библейские свидетельства в пользу Троицы

 

Уидден В.     Личностная природа и Божественность Духа

 

Зайцев Е.В.   Святой Дух и Священное Писание

 

Лунгу О.П.    Святой Дух в библейской истории

 

Андрусяк В.В.    Роль Елены Уайт в преодолении ложных взглядов на природу                                                                                                                       Триединого Бога в ранние годы развития Церкви Адвентистов Седьмого Дня

 

Волкославский Р.Н.  Работа Святого Духа в последних событиях истории Земли


Предисловие

В последнее время в Церкви Адвентистов Седьмого Дня заметно оживилась дискуссия по вопросам, имеющим отношение к восприятию Святого Духа и Его миссии. В центре этой дискуссии вопрос, который неоднократно задавался в истории христианской церкви: следует ли воспринимать Святой Дух как третью ипостась Божества, равнобожественную с Отцом и Сыном и имеющую все характерные черты личного существа, или под Духом Святым следует понимать просто силу, исходящую от Бога и пронизывающую собой всё творение?

            Следует заметить, что тема, которая привлекла к себе сегодня так много внимания, далеко не нова ни в историческом христианстве, ни в истории самой Церкви АСД. Осмыслив исторический опыт христианства и конечно же в первую очередь библейский материал, Церковь Адвентистов Седьмого Дня в итоге пришла к формулировке своей позиции по вопросу о Святом Духе, которую сегодня можно найти в Изложении доктринальных основ Церкви АСД[1]. Суть этой позиции вкратце можно свести к следующему: Дух Святой божественен по Своей природе и имеет все характеристики Личного существа. Будучи всегда активным представителем Бога на земле, Дух Святой в новозаветную эпоху становится продолжателем спасительной миссии Сына Божьего, актуализируя Голгофский подвиг Спасителя в жизни всех уверовавших в Него.

            Долгое время в церковном и богословском сознании, особенно Западной церкви, Дух Святой, оставаясь самым таинственным из трех Лиц Божества, не играл какой-то особой роли. Западную традицию, в которой место триады Отец — Сын — Дух часто занимает триада Бог — Христос — Церковь, не случайно упрекают в забвении Духа. В последнее время однако интерес к Святому Духу значительно возрос. Осознание того, что роль Св. Духа в истории спасения и в жизненном опыте верующего человека ничуть не меньше роли Отца и Сына, заставляет многих современных исследователей обращаться к этой важной теме. Сегодня происходит в буквальном смысле революция в области пневматологии[2]. Многочисленные авторы, представители различных традиций и школ, исследуют библейские, богословские, исторические, психологические, экуменические аспекты данной проблемы, пытаясь прояснить многие вопросы, остававшиеся открытыми на протяжении веков. А в центре всех этих исследований остается один и тот же вопрос: так Кто же такой Святой Дух и какова Его роль в религиозном опыте современного человека.

Несмотря на столь колоссальный интерес к Святому Духу в современной богословской литературе, исследователи, обращающиеся к этой непростой теме, сталкиваются с целым рядом трудностей. Известный протестантский богослов М. Эриксон приводит по крайней мере 5 причин, порождающих эти трудности[3].

            Прежде всего, исследователи обращают внимание на то, что в Св. Писании о Святом Духе дается менее ясное откровение, чем об Отце и Сыне. Не зря Его называют Неведомым Богом. Во-вторых, в Библии отсутствует более или менее систематическое обсуждение темы Св. Духа. Пожалуй, единственное развернутое обсуждение этого вопроса мы находим в речи Иисуса Христа, записанной в евангелии от Иоанна (гл. 14-16), и то, речь здесь идет, главным образом, о служении Св. Духа в преддверии второго пришествия Христа, а не о Его природе или личностном статусе. Третья причина затруднений, связанных с изучением вопросов Св. Духа, это отсутствие в Св. Писании конкретной образности. В то время как Сын явился в человеческом образе, а об Отце мы легко можем составить представление в силу понятности и доступности самого образа отца, а также в силу личностного характера божественного откровения, Св. Дух лишен наглядного образа. И действительно, библейские слова rûah и pneúma далеко не способствуют конкретному, в том числе и личностному, восприятию Св. Духа, оставляя впечатление чего-то неуловимого и неосязаемого. Далеко не случайно то, что в позиции многих англоязычных авторов чувствуется своеобразный «бинитаризм», представляющий Троицу в виде двух Личностей и одной Силы или Божьего влияния, или своеобразного «образа присутствия». Четвертая причина трудностей в восприятии Св. Духа связана с ощущением того, что Св. Дух играет подчиненную роль по отношению к служению Отца и Сына. Та же ошибка, которую допускали в прошлом защитники арианского учения, на основании так называемых «кенотических»[4] текстов делая вывод о принципиально более низком положении Сына по сравнению с Отцом, повторяется где-то и сегодня, когда на основе функционального подчинения Св. Духа Отцу и Сыну делается вывод о Его более низком статусе по сравнению с Отцом и Сыном. И, наконец, пятая причина затруднений связана с неоднозначной оценкой феномена харизматического движения, в котором Духу Святому и Его активности, как известно, отводится решающее место. Обращение к пневматологическому аспекту догматики является сегодня особенно важным, для того чтобы современные свидетельства Святого Духа и проявления Божественных действий могли быть адекватно восприняты и оценены.

            Настоящая брошюра, далеко не претендуя на полноту охвата существующей проблемы, призвана помочь всем, интересующимся доктринальной проблематикой, найти для себя ответы, которые бы удовлетворили их или направили бы к еще более глубокому и серьезному изучению поставленных вопросов.

            В брошюре содержится подборка материалов по вопросу о Святом Духе, которые с разных точек зрения пытаются представить эту столь многосложную проблему. Первая статья, написанная преподавателем Заокской духовной академии Зайцевым Е.В. «К вопросу о Святом Духе» как бы вводит в суть проблемы и приводит классические аргументы из Св. Писания в защиту божественного и личностного статуса Святого Духа. В статье дается также и краткий исторический обзор истории утверждения ортодоксальной позиции по вопросу о Святом Духе в Церкви АСД, и той роли, которую играла в этом процессе Е. Уайт.

            Составители настоящей брошюры сочли важным включить в нее две главы из недавно опубликованной в издательстве «Источник жизни» книги Троица: тайна и откровение[5]. Эти главы посвящены анализу и оценке библейского материала, имеющего непосредственное отношение к Святому Духу.

            В брошюру вошла также и глава из готовящейся к изданию в издательстве «Источник жизни» книги преподавателя ЗДА доктора богословия Зайцева Е.В. Святой Дух в Библии и истории Церкви. Глава посвящена всего лишь одному аспекту активности Святого Духа в истории спасения, а именно Его роли в появлении на свет Священного Писания. В главе рассматриваются такие важные вопросы, как Святой Дух и откровение, единство и разнообразие Св. Писания, богодухновенность Св. Писания и различные теории богодухновенности, проблема непогрешимости Св. Писания и авторитет Библии, проблема соотношения Св. Писания и Предания и др.

            Статья преподавателя Заокской духовной академии доктора богословия Лунгу О.П. «Святой Дух в библейской истории» уводит разговор о Святом Духе из онтологической плоскости, т.е. от попыток постичь сущность или природу Св. Духа, и переводит его в сферу функциональной активности Духа в истории спасения, сопоставляя два творения и показывая ту роль, которую играет Святой Дух в сотворении мира, а также в «новом творении». 

            В сборник вошел и исторический материал, имеющий непосредственное отношение к истории развития учения о Боге, в том числе и о Святом Духе, в Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Директор Центра духовного и исторического наследия Церкви АСД Андрусяк В.В. показывает исторический контекст, в котором формировались взгляды пионеров адвентистского движения, определяя ту роль, которую сыграла Е. Уайт в формировании общецерковной позиции по вопросу о Триедином Боге.

            Завершает подборку материалов о Святом Духе доклад преподавателя Заокской духовной академии доктора богословия Волкославского Р.Н. Работа Святого Духа в последних событиях истории Земли.  В докладе, который был представлен на Международной библейской конференции, проходившей 24-26 сентября в Заокском, автор с болью говорит о разрушительных процессах в обществе и природе, а также эскалации зла, предшествующих наступлению Дня Господня, показывая ту созидательную и спасительную роль, которую будет играть в этих процессах Святой Дух.

            Мы надеемся, что этот небольшой труд поможет многим членам церкви и всем, интересующимся христианским вероучением, обрести взвешенную и библейски грамотную позицию по одному из сложных вопросов христианского богословия.

 

 



[1]     В начале было Слово: Пер. с англ. - Заокский: «Источник жизни», 2002. С. 80-91.

[2]     Пневматология — учение о Святом Духе (с греч. pneuma — дух).

[3]     Миллард Эриксон, Христианское богословие. С.-Петербург: «Библия для всех», 1999. С. 718-719.

[4]     От греч. kenosis — умаление, уничижение.

[5]     Уидден В., Мун Д., Рив Д. Троица: тайна и откровение: Пер. с англ. - Заокский: «Источник жизни», 2008. - 320 с.



Книги серии «Защита Библейской Истины» можно приобрести на сайте издательства «Источник жизни» - 7knig.org

Вернуться к Публикации