Seventh-Day Adventist Church

Институт Библейских Исследований

Menu

Святой Дух - не Христос

2017-02-15

Вопрос:

 В последнее время среди членов Церкви распространяются взгляды, согласно которым Дух Святой воспринимается не как третья ипостась Божества, а как указание на Самого Господа Иисуса Христа, на Его «дух», посредством которого Он, Христос, и пребывает здесь на земле со Своей Церковью, как Он и обещал: «Се, Я с вами, во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Отражают ли эти взгляды библейскую позицию в восприятии Бога?

Ответ: Нет, подобные взгляды не соответствуют откровению Божьему, данному нам в Священном Писании. Более того, они разрушают целостную картину Бога, открывающегося человеку в истории спасения как любящее сообщество Отца, Сына и Святого Духа. Церковь адвентистов седьмого дня давно пришла именно к такому восприятию Бога, преодолев антитиринитарные тенденции раннего адвентизма. Согласно учению Церкви, Дух Святой понимается не просто как некая сила или энергия, присущая Отцу или Сыну, а как третья ипостась Божества, активно действующая в плане спасения наравне с Отцом и Сыном.

Для того чтобы удостовериться в истинности вероучительной позиции Церкви в этом вопросе, мы обратимся к евангельскому повествованию о Святом Духе, в котором описывается то, как Сам Христос представляет Духа Святого. В центре нашего внимания будет отрывок текста из евангелия от  Иоанна 14-16 главы.

Отрывок начинается с удивительного обетования, данного Иисусом Христом своим последователям «да не смущается сердце ваше…» (1 ст.). Христос говорит о том, что Он уйдет, чтобы приготовить место в небесных чертогах для всех искупленных, и когда Он это сделает, придет опять, чтобы взять искупленных с Собой. Широкий библейский контекст легко позволяет увязать эти слова Спасителя с Его вторым пришествием в мир.

Важно обратить внимание на направленность вектора спасения, связанного со спасительным служением Сына: Он должен уйти к Отцу. Христос неоднократно это подчеркивает (см. Ин. 14:1-3, 12, 16:5, 7). Возвращение Сына к Небесному Отцу после Его крестной смерти и славного воскресения имеет чрезвычайно важное значение для спасения грешного человечества. Христос после Своего вознесения приступает к первосвященническому служению в небесном святилище. Земной храм, в котором имел место институт священства, призванный обеспечить некую посредническую связь между святым Богом и грешным человеком, служил лишь отражением той божественной реальности, которая имеет место в небесном храме.

О своеобразной инаугурации или посвящении Сына Божьего на первосвященническое служение в небесном святилище говорится в Послании к евреям, в 5-ой главе: «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (5ст.). Цитирование автором послания слов 2-го псалма (Пс. 2:7) далеко не случайно. Второй псалом известен в иудейской традиции как инаугурационный псалом, псалом, который читался при посвящении царя на престол. Именно в контексте инаугурации (посвящения на особое служение) автор послания к евреям и цитирует  эти слова, которые, кстати, никакого отношения не имеют к идее буквального рождения Сына во времени, как некоторые полагают.

Интересно заметить, что посвящение Сына на первосвященническое служение в небесном святилище для автора послания представляется как что-то особенно важное и главное. Он пишет: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:1-2). Осмысление важности и значения первосвященнического служения Сына в небесном храме помогает нам понять природу спасительного служения Святого Духа. Ясно, что Христос, пребывающий ныне одесную Небесного Отца, не может буквально пребывать здесь на земле с нами, и слова Его знаменитого обетования «се, Я с вами во все дни до скончания века» должны пониматься нами в контексте спасительного служения Святого Духа, Которого Он представляет как другого Утешителя. Именно благодаря служению Святого Духа Христос и будет с нами всегда. Но ни в коем случае нельзя смешивать Христа со Святым Духом и Святого Духа со Христом, как делают некоторые. Да, между Сыном и Духом Святым существует неразрывное единство, которое не позволяет нам рассматривать их как двух отдельных и самостоятельных богов, однако текст евангельского повествования однозначно указывает на личностную природу Святого Духа как не тождественного Сыну.

Вот как представляет Святого Духа Сам Христос: «Я к Отцу Моему иду… и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:12-17).  Выражение allon parakleton (другого утешителя) однозначно указывает на то, что Христос говорит здесь не о Себе. Греч. слово allos (другой) невозможно истолковать иначе как «другой». Сам Христос тоже назван Параклетом (1 Ин. 2:1)[1]. Следует заметить, что в оригинале это слово имеет гораздо более широкое значение, чем просто «Утешитель». Под этим понимается весь спектр спасительной активности Сына, равно как и Святого Духа, включающей в себя помощь, утешение, заступничество, ходатайство, примирение и т. д.

Христос, продолжая представлять ученикам Святого Духа, говорит: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). В этих словах Христа отчетливо видно функциональное различие между Отцом, Сыном и Святым Духом. Однозначно Христос не имеет ввиду Самого Себя, когда говорит о Святом Духе, Которого Отец пошлет с той целью, чтобы Тот научал последователей Христа и напоминал им все то, что Сам Христос говорил им, когда был на этой земле.

Не позволяет отождествить Святого Духа с Сыном и текст Ин. 15:26, в котором сказано: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». И снова в словах Христа открывается полнота Божьего откровения в истории спасения, в которой Бог являет Себя как неразрывное единство трех ипостасей: Отца, Сына и Святого Духа. Христос говорит, что Он пошлет Утешителя [другого] от Отца, Духа истины, Который будет свидетельствовать о Нем, т. е. о Сыне.

Еще более убедительно в защиту личностного статуса Святого Духа и Его спасительного служения здесь на земле после вознесения Сына, говорит 16 глава евангелия от Иоанна. Христос снова повторяет своим ученикам «а теперь иду к Пославшему Меня… Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Иисус не говорит здесь о Себе, Он говорит о [другом] Утешителе, Которого Он пошлет после того, как пойдет к Отцу. В последующих словах Христос подробно останавливается на том спасительном служении, которое будет совершать Дух Святой на земле, в то время как Сам Он продолжит свое спасительное служение в небесном храме как Истинный Первосвященник. Вот как звучит это в современном переводе: «Когда же придет Утешитель, людям мира сего Он покажет, как неверно они думают о грехе, и о праведности, и о Божьем суде, покажет Он им, что их грех – нежелание верить в Меня; что в том праведность явит себя, что Я к Отцу ухожу, и больше не увидите Меня; даст людям знать Он и о суде, ибо князь мира сего уже осужден» (Ин. 16:8-11, ИПБ).

Отказывать Святому Духу в самостоятельном личностном статусе – значит перечеркивать всю ту спасительную активность, которая связана с Ним. А ведь именно с активностью Духа Святого связан весь спасительный опыт человека: покаяние, обращение, вера, «рождение свыше», освящение, духовное возрастание. Как можно говорить «нет» Тому, Кого Сам Христос представил как Своего преемника здесь на земле, поскольку Сам Он одесную Отца в Небесном храме?

Отождествление Святого Духа с Сыном ведет фактически к разрушению теологии небесного святилища, которая имеет чрезвычайно важное значение для адвентистской идентичности. И в этом заключается серьезная опасность подобных взглядов.


                                                                                                                                                             

Евгений Зайцев,

директор Института библейских исследований

 



[1] В Синодальном переводе в 1 Ин. 2:1 это слово переведено как «Ходатай», в современном переводе Библии Института перевода Библии в Заокском – как «Заступник».



Вернуться к Трудные тексты Библии